Азербайджан обновляет свою стратегию защиты и управления запасами питьевой воды на фоне дефицита воды, одного из самых серьезных экологических вызовов последних лет.
Формирование более 70% водных ресурсов страны за счет трансграничных рек подняло этот вопрос до уровня национального приоритета.
В рамках политики водной безопасности, реализуемой под руководством Президента Ильхама Алиева, на первый план выходят такие инновационные проекты, как сокращение потерь, переход на современные ирригационные системы, производство зеленой энергии и опреснение морской воды.
Строительство новых водохранилищ на освобожденных территориях в рамках программы "Великое возвращение" направлено на обеспечение водных ресурсов Азербайджана на предстоящие десятилетия.
В связи с этим член Милли Меджлиса Ровшан Мурадов в своем заявлении для Modern.az отметил, что около 75% питьевой воды в стране поступает из рек, истоки которых находятся в других странах:
“Наши основные водные источники – это реки Кура, Араз и Самур. Истоки рек Кура и Араз находятся на территории Турции, а река Самур впадает в Азербайджан из Республики Дагестан Российской Федерации.
Мы уже имеем возможность свободно использовать 25% водных ресурсов, приходящихся на долю освобожденных от оккупации территорий. Правильное распределение плотин, построенных на реках, и, как следствие, отсутствие уменьшения речных вод, поступающих в страну, является для нас приоритетным вопросом. Для этого существуют межправительственные комиссии между государствами”.
Депутат отметил, что в период оккупации Арменией никаких правил и норм не соблюдалось. Все сточные воды из их медных рудников и заводов сбрасывались непосредственно в реку Араз. В результате эти воды через Араз смешивались с Курой, а затем впадали в Каспийское море:
Член Милли Меджлиса отметил, что именно поэтому основной целью государственной программы является устранение этих проблем. Но это не только проблема Азербайджана. Реки, впадающие в Каспий, и сам Каспий являются глобальной проблемой:
“По мере развития отношений станет возможным решение и этих проблем. Парафирование мирного договора, создание возможности жить в условиях без войны также важно с точки зрения экологической безопасности. Я считаю, что будущее сотрудничество с Арменией и Грузией – будь то в энергетической, транспортной или экономической сферах – должно быть построено таким образом, чтобы не наносить ущерба общей экологической системе”.
Ровшан Мурадов заявил, что в будущем ожидается разработка государственных программ по вопросу плотин, приводящих к уменьшению объема воды. Этот процесс будет осуществляться поэтапно.
Член Милли Меджлиса Айдын Гусейнов отметил, что хотя в настоящее время мы живем в условиях мира с Арменией, мы еще не перешли к этапу дипломатических отношений:
“Долгие годы Армения объявляла нам водную войну. Они сбрасывали сточные воды в реки, текущие к нам. Построенные плотины серьезно повлияли на количество воды. Конечно, существуют международные конвенции и обязательства. Нельзя подходить к этому с принципом: “Если вода течет по моей территории, я могу делать что хочу”.”
О стратегии использования пригодной воды Modern.az-у рассказал эколог Тельман Зейналов.
Он отметил, что строительство плотин на полноводных реках, таких как Кура и Араз, неправильно. Это совершенно ошибочный проект и противоречит экологическому равновесию:
“Для строительства плотин есть мелкие реки. Бассейны и водосборные сооружения должны создаваться путем объединения 5-10 мелких рек. Таким образом, мы также регулировали бы сеть рек длиной всего в несколько сотен метров. Несмотря на их небольшой размер, существует вероятность того, что мелкие реки ежегодно будут объединяться и вызывать наводнения. Необходимо предотвращать стихийные бедствия”.
Эколог также затронул социальную проблему, отметив, что в стране некоторые лица, используя свои материальные возможности, занимают гектары территорий. Они используют подземные воды только для себя, оставляя население без воды.