Между Азербайджаном и Турцией утвержден новый меморандум, укрепляющий сотрудничество в военной сфере. Документ охватывает военную безопасность, совместные учения, оборонную промышленность и расширение обмена информацией. Согласно соглашению, стороны должны оказывать друг другу военную поддержку в случае вооруженной агрессии в соответствии со статьей 51 Устава ООН.
Может ли этот документ заложить основу для формирования в будущем более широкой модели военного сотрудничества в рамках Организации тюркских государств, в которой будут участвовать несколько стран?
В своем заявлении для Modern.az член Комитета Милли Меджлиса по обороне, безопасности и борьбе с коррупцией Ризван Набиев отметил, что саммит Организации тюркских государств в Габале сыграл роль в подписании военного меморандума между Азербайджаном и Турцией:
«На Габалинском саммите Организации тюркских государств по предложению Азербайджана впервые в истории организации были вынесены на повестку дня вопросы безопасности, оборонной промышленности и обороны. Темой саммита была выбрана «Региональный мир и безопасность». Именно это стало зеленым светом и основой для заложения основ сотрудничества или углубления сфер сотрудничества как между отдельными государствами, так и в двустороннем, и многостороннем форматах. Важную роль здесь играет сотрудничество между Турцией и Азербайджаном, существовавшее до сих пор, особенно Шушинская декларация, подписанная нами в июне 2021 года, на которую мы с гордостью опираемся. Это служит базой не только для сотрудничества между Азербайджаном и Турцией. В то же время это дает стимул другим тюркским государствам для сотрудничества и углубления существующего сотрудничества. Следует напомнить, что еще 16 августа 2010 года между Турцией и Азербайджаном был подписан договор о стратегическом партнерстве и взаимной помощи».

Парламентарий подчеркнул, что такой документ может быть подписан и с другими тюркскими странами, например, с Узбекистаном:
«Меморандум о взаимопонимании, утвержденный Милли Меджлисом, еще более конкретизирует положения о взаимной помощи, содержащиеся в Шушинском документе, в случае возникновения угрозы территории стран. Две страны, основываясь на Уставе ООН и исходя из правовых положений подписанных ими документов, немедленно начинают консультации и согласовывают объем, направление и форму оказываемой поддержки. Этот и предыдущий документы, подписанные между Азербайджаном и Турцией, могут стать прекрасной основой для сотрудничества между отдельными тюркскими государствами как в двустороннем, так и в многостороннем форматах. То есть, такой документ завтра могут подписать Азербайджан, Турция и Узбекистан вместе, или Азербайджан и Узбекистан вместе».
Другой член Комитета Милли Меджлиса по обороне, безопасности и борьбе с коррупцией Айдын Мирзазаде заявил, что подписание двусторонних военных документов с другими тюркскими государствами не исключается:
«Азербайджан является членом Движения неприсоединения. Это означает, что Азербайджан не может присоединиться ни к одному военному блоку. Однако это не исключает двустороннего военного сотрудничества с другими странами. Сегодня между Азербайджаном и Турцией существует Шушинская декларация о стратегическом сотрудничестве и военном союзничестве. Подобные соглашения могут быть подписаны и с другими странами. Сегодня Азербайджан придает большое значение интеграции тюркских государств, расширению сотрудничества. И в мире достаточно примеров единства государств на национальной основе. В качестве примера можно привести Содружество наций под руководством Великобритании. Если придет время, подписание таких соглашений с тюркскими странами также возможно. Некоторое время назад в Центральной Азии были проведены совместные военные учения трех тюркских государств. Проведение таких военных учений, осуществление военного сотрудничества – это вопрос, который изо дня в день растет и укрепляется».

Депутат отметил, что тюркские государства заинтересованы в укреплении независимости друг друга и занятии достойного места в мировом сообществе:
«Мы – государства, происходящие из одного корня. И мы заинтересованы в укреплении независимости наших государств, в занятии достойного места в мировом сообществе. В этом вопросе мы готовы оказывать друг другу поддержку в соответствии с нормами международного права. Продолжение сотрудничества с тюркскими государствами всегда находится на повестке дня. И это не шаг, направленный против какого-либо третьего государства».
Член Комитета Милли Меджлиса по обороне, безопасности и борьбе с коррупцией Хикмет Бабаоглу заявил, что обеспечение региональной безопасности является важным условием в контексте происходящих новых изменений:
«Меморандум, согласованный между министрами обороны Турции и Азербайджана, был утвержден Милли Меджлисом и вступит в законную силу после распоряжения Президента Азербайджана. Это также дальнейшее углубление Шушинской декларации в военной плоскости. Он создает обязательство информировать друг друга о конфиденциальных военных данных. Поэтому в контексте новых изменений, происходящих в регионе, обеспечение региональной безопасности является важным условием. Потому что в регион также приходят большая экономика и новая инфраструктура. Для этого безопасность должна быть абсолютно обеспечена. Президент Ильхам Алиев отмечал, что ответственность за безопасность региона несет Азербайджан. Это, конечно, невозможно без братской Турции».

Депутат заявил, что единство Азербайджана и Турции в рамках Организации тюркских государств всегда служит примером:
«Опыт показывает, что этот пример стал традицией и для других тюркских государств. Мне кажется, что Президент Азербайджана выступил с призывом в этом направлении. На саммите тюркских государств в Габале в 2025 году глава государства Ильхам Алиев призвал к проведению совместных военных учений армий стран-членов ОТГ. Несомненно, следующий этап может привести к подписанию аналогичных соглашений и с другими тюркскими государствами».
Военный эксперт Адалят Вердиев подчеркнул, что утвержденный парламентом меморандум следует рассматривать как документ, дополняющий Шушинскую декларацию:
«Сотрудничество между Азербайджаном и Турцией находится на самом высоком уровне. Это может служить примером и для других тюркских государств. Естественно, последний военный меморандум, подписанный между Азербайджаном и Турцией, предусматривает деятельность по более детальному применению задач, вытекающих из Шушинской декларации. Иными словами, этот военный меморандум следует рассматривать как документ, дополняющий Шушинскую декларацию».

По мнению А. Вердиева, подписание аналогичных документов возможно и с другими странами-членами ОТГ:
«Вероятно, в ближайшей перспективе такие документы могут быть подписаны и между другими странами, и в итоге, между всеми странами ОТГ. Если такой формат сотрудничества не направлен против кого-либо, не направлен на территориальную целостность и суверенитет других стран и служит только безопасности, то подписание этого документа с другими странами было бы позитивным шагом. Вероятно, в ближайшие годы мы будем наблюдать подписание таких документов и с другими странами».
Другой военный эксперт Джалиль Халилов подчеркнул, что Азербайджан в основном отдает предпочтение двустороннему сотрудничеству:
«У нас много двусторонних связей с некоторыми государствами по военным или экономическим вопросам. В том числе, помимо тюркоязычных государств, у нас есть связи с европейскими государствами, со странами СНГ. Однако, естественно, процессы, происходящие в мире, в том числе с целью усиления военной подготовки Азербайджана, могут придать этому сотрудничеству с Турцией и Пакистаном еще более масштабный характер. В том числе, с Узбекистаном также было проведено несколько наших мероприятий. У нас есть связи с прикаспийскими странами, мы проводим учения и сотрудничаем в этой области. Приобретение военных боеприпасов, их использование в азербайджанской армии. Или такие нюансы, как вывод продукции военной оборонной промышленности Азербайджана на мировой рынок, или продажа ее странам, с которыми мы сотрудничаем, являются важными. Для этого также существуют возможности для сотрудничества. Такая информация есть, она будет предоставлена прессе».

Эксперт подчеркнул, что военные меморандумы могут быть подписаны как с Узбекистаном, так и с другими тюркскими государствами:
«Отношения между военно-морскими силами Казахстана и Азербайджана укрепляются. В будущем это может развиваться еще больше».