«Лидеры Азербайджана и Армении в августе 2025 года в Вашингтоне подписали соглашение, обязывающее ратифицировать мирный договор с президентом Трампом и нормализовать отношения. Предполагалось, что процесс ратификации займет около 12 месяцев. Однако почти за половину этого срока не было достигнуто никакого серьезного прогресса, и ряд ключевых вопросов остался нерешенным. Четыре основных вопроса определят, будет ли эта возможность реализована или нет».
Modern.az сообщает, что эти мысли высказал американский аналитик, ведущий научный сотрудник аналитического центра «Hudson Institute» Люк Коффи в своей статье для «Arab News».
По мнению автора, в то время как Армения готовится к парламентским выборам в июне, первым испытанием станет способность Пашиняна сохранить политическую стабильность.
«Выборы, скорее всего, будут спорными, и послевыборная политическая стабильность сыграет критическую роль в продвижении мирного процесса».
По словам аналитика, деликатный, но чрезвычайно важный вопрос, связанный с Конституцией Армении, также имеет значение для ратификации мирного договора.
«Азербайджан ясно заявил, что этот вопрос должен быть решен до того, как Баку ратифицирует окончательное мирное соглашение», — отметил американский аналитик, указывая на территориальные претензии к Азербайджану в Конституции Армении.
Люк Коффи заявил, что следующий вопрос, требующий немедленного прогресса, — это «маршрут Трампа» (Зангезурский коридор).
По предложению Трампа, эксплуатация 42-километрового участка Зангезурского коридора будет передана частному международному консорциуму, поддерживаемому США.
«Несмотря на официальное согласие Армении с этой концепцией, никаких практических шагов по ее реализации предпринято не было. Строительство не начато, дороги и железнодорожные линии не проложены и не отремонтированы. Алиев недавно выразил обеспокоенность отсутствием прогресса и предупредил, что дальнейшие задержки могут подорвать доверие к мирному соглашению. Если строительство на территории Армении не начнется в 2026 году, надежность соглашения может быть серьезно ослаблена», — отметил аналитик.
По мнению Люка Коффи, следующий вопрос — это давление России и Ирана на Ереван в преддверии выборов в Армении.
«Ни Москва, ни Тегеран не приветствуют посредническую роль Вашингтона в мирном процессе, поскольку обе страны рассматривают Южный Кавказ как часть своих традиционных сфер влияния. Маршрут, предложенный Трампом, особенно чувствителен для обеих столиц.
Россия опасается любого присутствия, поддерживаемого США, даже если оно осуществляется частным сектором, в регионе, где она в настоящее время патрулирует армяно-иранскую границу. Тегеран также использует ту же 42-километровую территорию в качестве основного торгового пути, ведущего на север. Таким образом, транзитный коридор, поддерживаемый США, может пересечься с коммерческими интересами Ирана и обязательствами России в области безопасности, создавая напряженность, которую не желает ни одна из стран.
Поэтому сохранение статус-кво отвечает интересам как Москвы, так и Тегерана», — заявил сотрудник американского аналитического центра.
По его мнению, несмотря на эти вызовы, 2026 год может войти в историю как год установления мира между Арменией и Азербайджаном:
«Но это потребует постоянного международного взаимодействия и постоянного давления на обе стороны для выполнения своих обязательств».
А. Горхмаз