Сегодня внимание всего мира приковано к Ирану из-за проходящих акций протеста и призывов к смене режима. Сообщается, что в настоящее время сотни людей убиты, а тысячи арестованы. Азербайджан внимательнее следит за происходящим, потому что более половины населения этой страны составляют азербайджанцы.
Поэтому то, как будут развиваться события, и их влияние на наших соотечественников и безопасность региона являются важными моментами.
В своем заявлении для Modern.az политолог Зардушт Ализаде отметил, что основной причиной тяжелой экономической ситуации в Иране являются санкции, введенные Соединенными Штатами Америки против этой страны в течение последних сорока пяти лет:
"В результате самых мощных военных, политических и экономических санкций в мире экономика Ирана ослабла, что неизбежно привело к серьезным социально-экономическим проблемам. Вторая важная причина – это недостатки в экономической политике иранских властей. Эти недостатки открыто озвучиваются, обсуждаются, предлагаются пути реформ. Однако консервативные силы препятствуют осуществлению этих реформ.
Президент США Дональд Трамп в настоящее время сталкивается с угрозой импичмента. В американской политике такие случаи наблюдались и ранее: когда президент сталкивается с угрозой импичмента, он прибегает к широкомасштабным военным операциям за рубежом.
Например, Билл Клинтон во время скандала с Моникой Левински, чтобы избежать импичмента, начал бомбить Югославию и расширил войну. В результате он избежал импичмента. Сегодня Дональд Трамп также находится на пороге импичмента. Чтобы спастись, он оклеветал Мадуро, приказал его похитить".
Он также раскрыл причины, разжигающие протесты в Иране.
"В настоящее время в Иране углубляется экономический кризис: риал стремительно теряет в цене, доллар дорожает. В частности, протестуют мелкие предприниматели и ремесленники. Хотя именно мелкие предприниматели считаются одной из основных социальных опор режима.
В этой ситуации возникает вопрос: «Куда идет Иран?» Крупные державы не желают существования многонациональных, сильных государств. Потому что такие государства обладают финансовым, экономическим, научным и промышленным потенциалом. США, Великобритания и другие центры силы не хотят, чтобы формировались крупные государства, способные стать их конкурентами.
Их цель – расчленение крупных государств на многочисленные слабые, мелкие этнические образования. В таком случае у этих сообществ отсутствует потенциал для научного и экономического развития. С этой точки зрения, расчленение 90-миллионного, многонационального иранского государства было бы желательным для США и Европы. Конкурирующий режим был бы устранен. Поэтому они постоянно стараются поддерживать и разжигать этнические движения".

Политолог подчеркнул, что положение азербайджанцев в Иране хорошее, и они представлены в руководстве страны.
"Религиозный лидер – азербайджанец, президент страны – азербайджанец. В силовых структурах – в Прокуратуре, Министерстве внутренних дел, Корпусе стражей исламской революции, в армии – азербайджанцы занимают важные позиции. Подавляющее большинство азербайджанцев считают Иран своим национальным государством и родиной. Разве здравомыслящий человек пожелает расчленения своего государства и родины? Вряд ли".
Зардушт Ализаде также считает, что у азербайджанцев в Иране нет языковой проблемы.
"Что касается языкового вопроса, то в Хамадане, Тебризе, Зенджане, Урмии люди в повседневной жизни говорят на азербайджанском языке. Существуют телепередачи, телеканалы, книги на азербайджанском языке. Правда, общеобразовательных школ на родном языке нет. Однако это отчасти зависит и от инициативы населения. Попыток открыть частные школы не было. Если бы были, это было бы возможно. Несмотря на это, некоторые силы искусственно раздувают вопросы языка и культуры, пытаясь разжечь противоречия и настроить народы друг против друга. Они забывают, что история США насчитывает всего 250 лет, а Ирана – 2500 лет. Иран – древнее и устоявшееся государство. Вряд ли это государство подвергнется распаду”.
Эксперт по безопасности Ильхам Исмаил отметил, что развитие событий в Иране, ведущее к смене режима, может быть оценено скорее положительно:
“Крайне сложно заранее спрогнозировать, чем закончатся события в Иране. Потому что эта страна имеет идеологическое, теократическое устройство, и общество не является однородным. Речь идет о системе, существующей уже 46 лет и основанной на исламской идеологии. Внутри этой системы существуют серьезные расколы.
Начиная с 1999 года, протесты общества в Иране постепенно усиливались. Нынешние протесты отличаются от предыдущих своей остротой. Здесь речь идет уже не о каких-либо реформах, а о смене самого режима.
В этих процессах также присутствует влияние внешних сил – особенно США и Израиля. Они оказывают поддержку процессу различными способами – идеологическими, политическими и другими средствами. Смена режима в Иране, то есть формирование нормального светского строя, была бы положительным событием для всего Южного Кавказа, и в первую очередь для Азербайджана. Потому что Иран пытался экспортировать Исламскую революцию в другие исламские страны.
Для Азербайджана также неоднократно предпринимались попытки в этом направлении: создавались агентурные сети, пытались вербовать людей с целью создания «государства керима», даже прибегали к террористическим актам. С этой точки зрения, развитие событий в Иране, ведущее к смене режима, может быть оценено скорее положительно".

Эксперт подчеркнул, что даже если режим не изменится, он уже не будет обладать прежней силой:
"«Ослабевший иранский режим не будет представлять серьезной угрозы для Южного Кавказа и Азербайджана. Конечно, наиболее желательным вариантом является смена режима и создание нормального, светского государственного устройства. Это также имеет важное значение для наших соотечественников в Южном Азербайджане. Азербайджанцы там уже хотят не просто определенных шагов, а смены режима, создания и обеспечения их прав. Это не обычное требование, а вопрос восстановления фундаментальных прав», — отметил эксперт.