Администрация США согласилась провести переговоры с представителями Ирана в Омане, и ожидается, что консультации состоятся 6 февраля. Об этом написал журналист американского интернет-портала "Axios" Барак Равид в социальной сети "X". По словам источника журналиста в одном из арабских государств, переговоры между США и Ираном по ядерной программе ожидаются в пятницу в Омане.
Так, администрация президента США Дональда Трампа согласилась с просьбой иранской стороны не проводить переговоры в Турции. Как добавил журналист, консультации относительно участия арабских и мусульманских государств в переговорах в Омане все еще продолжаются.
Нежелание Ирана проводить встречи в Турции вызывает определенные вопросы. Примечателен тот факт, почему эта страна выбрала именно Оман.
Эксперт по безопасности из Турции Юджель Карауз в своем заявлении для Modern.az рассказал о 4 основных причинах, по которым Иран не выбрал Турцию:
Первая причина, по которой Иран выбрал именно Оман, а не Турцию, заключается в том, что Оман является страной для «классической дипломатии через заднюю дверь». Оман на протяжении многих лет используется как самый надежный канал для тайных и открытых контактов между США и Ираном. Первые секретные раунды ядерных переговоров в 2013 году также прошли именно в Омане. Руководство Маската не воспринимается как «сторона» ни во внутренней политике Вашингтона, ни Тегерана. Этот момент крайне критичен для Ирана.
С другой стороны, Турция уже не «нейтральная платформа», а региональный актор. Сегодня Турция является как членом НАТО, так и активна на линии Сирия–Ирак–Кавказ. Она также одновременно ведет многочисленные политические дела с Израилем, Россией, США, Азербайджаном и странами Персидского залива. В то же время Турция играет роль игрока в сферах обороны и энергетики. Все это превращает Турцию не в «принимающего посредника», а в прямого актора за столом переговоров. С точки зрения Ирана, встреча, проведенная в Турции, означает переговоры, проводимые под политическим весом Турции. Официальный Тегеран этого не желает.
Третий вопрос заключается в том, что Иран также этим посылает открытое сообщение Вашингтону. Сообщение Ирана здесь таково: «Эти переговоры будут между двумя сторонами. Не будем привлекать региональные державы к столу». Здесь речь идет о Турции, Саудовской Аравии, Катаре и ОАЭ. Иран не хочет, чтобы эти страны брали на себя роль.
Наконец, четвертый нюанс связан с фактором безопасности и разведки. Анкара является центром высокоинтенсивной дипломатической и разведывательной деятельности.
Иран отдает предпочтение «спокойной и контролируемой обстановке» Омана из-за возможных утечек, связанных с Израилем, активности западных разведывательных служб и давления СМИ. В этом отношении Маскат считается более безопасным».
Эксперт прокомментировал вероятность присоединения арабских или мусульманских стран к процессу следующим образом:
Текущая картина такова, что Оман является хозяином, Саудовская Аравия пока находится вне процесса, а Катар и ОАЭ занимают позицию наблюдателей. Турция же не является официальной стороной. Переговоры предполагается сохранить в формате США-Иран-Оман, то есть в узких рамках. Присоединение других стран превратит процесс в «мини-конференцию», чего Иран особо избегает. На текущем этапе вероятность присоединения Турции к процессу низка. Но есть важный нюанс. Так, хотя Турция и не за столом, она не находится вне процесса. В настоящее время Анкара является единственной региональной державой, способной поддерживать параллельные контакты с Ираном через прямые дипломатические каналы, с США по линии НАТО, а также со странами Персидского залива по вопросам энергетики и безопасности».
Ю. Карауз подчеркнул высокую вероятность того, что Турция станет посредником на следующих этапах процесса:
« То есть, если встреча в Омане растопит лед, и процесс продвинется после обсуждения технических вопросов, то есть смягчения санкций, региональных напряженностей, на втором этапе Турция может быть включена в процесс. В частности, по вопросам Сирии, Ирака, энергетических коридоров, Восточного Средиземноморья продвижение без Турции невозможно».