Миллионы азербайджанцев, рассеянных по разным странам мира, сегодня не только занимают свое место в обществах, где они живут, но и выводят имя Азербайджана на новые уровни. Их деятельность в области науки, культуры, бизнеса, творчества и общественных инициатив, с одной стороны, создает истории личного успеха, а с другой – способствует признанию нашей страны в глобальном пространстве.
Наши соотечественники, проживающие за рубежом, успешно адаптируются к странам проживания, сохраняя при этом свою национальную идентичность, поддерживая наш язык, культурные обычаи и духовные ценности.
Донесение историй таких людей до общественности страны также укрепляет связь общества с диаспорой, повышает национальную гордость и добавляет живое, убедительное содержание к международному имиджу Азербайджана.
Проект сайта Modern.az «Голос диаспоры» несет именно эту миссию: освещать путь успеха людей, делающих азербайджанский след видимым в мире, и распространять их голос на родине.
Наш проект на этот раз будет посвящен Акшину Мамедову, который учится в магистратуре Международного исламского университета Малайзии и проживает в этой стране.
- Акшин бей, почему вы выбрали именно Малайзию для получения магистерского образования, и что вам дало это решение?
- Честно говоря, решение получить магистерское образование в Малайзии я обдумывал не только с академической точки зрения, но и с точки зрения личного развития. Моей главной целью было получить научный опыт в области истории и цивилизации в другом исламском обществе. Малайзия – это и мусульманская страна, и многонациональное общество, что стало для меня своего рода лабораторией, где пересекаются культуры. Образование, полученное здесь, дало мне не только теоретические знания, но и широкий кругозор. Самым большим приобретением стало обучение в одной среде с людьми разных культур, близкое знакомство с ними и более глубокое осознание своей национальной идентичности.
- При сравнении Малайзии и Азербайджана, какие различия в повседневном образе жизни, поведении людей и традициях вас удивили больше всего?
- Одним из наиболее заметных различий является общественное поведение людей. В Малайзии люди довольно спокойны, сдержанны и соблюдают правила. В Азербайджане же люди более эмоциональны и открыты, общение ощущается более искренним и несколько родным. В Малайзии, например, громко разговаривать или спорить в общественных местах – очень редкое явление. Но общая черта обоих народов заключается в том, что понятия гостеприимства и уважения очень сильны.

- С точки зрения национальной кухни, какие сходства и различия вы видите между двумя странами? Какое азербайджанское блюдо вы вспоминаете там с наибольшей тоской?
- Малайзийская кухня очень пряная и разнообразная, но по сравнению с нашей кухней в ней преобладают рис и морепродукты. Таких блюд, как наш плов, долма, пити, там нет. Блюдо, по которому я скучаю больше всего, и которое считаю незаменимым, – это долма из виноградных листьев. Каждый раз, пробуя местные блюда, я ищу тот знакомый вкус, но ничто не может заменить вкус азербайджанских блюд.
- А что в Малайзии привлекает и интересует вас больше всего – культура, природа, отношение людей или система образования?
- Для меня наиболее привлекательными являются природа этой страны и культура поведения людей. Природа здесь словно живая картина: все зеленое, дождливое и чистое. Люди очень вежливы и отзывчивы. Но как историка меня больше всего привлекает мультикультурная структура Малайзии. Гармоничное сосуществование малайской, китайской и индийской культур действительно вызывает у меня интерес. С другой стороны, между нами и малайцами есть исторические сходства. Как Азербайджан отделился от Советского Союза и стал независимым, и национальные традиции стали выходить на первый план. Точно так же малайский народ ранее управлялся британской колониальной системой. Независимо от того, насколько нас разделяет расстояние, колониальная система препятствовала появлению теорий языка, религии, нации.
- По вашему мнению, при сравнении Азербайджана и Малайзии с точки зрения условий жизни и возможностей, какая страна кажется более благоприятной и почему?
- У обеих стран есть свои преимущества. Условия жизни в Малайзии очень системны, особенно с точки зрения образования и общественных услуг. Но для меня «благоприятность» означает не только комфорт, но и духовную привязанность. В Азербайджане сильнее чувство родства, семьи и национальных ценностей. Поэтому, хотя в Малайзии и есть широкие возможности, для меня Азербайджан всегда останется более родной и духовно благоприятной страной.

- Как ваша семья и близкие относятся к тому, что вы живете в другой стране? Что их больше всего беспокоило в связи с этим решением?
- Моя семья отнеслась к моему решению как с гордостью, так и с некоторой тревогой. Они всегда придавали большое значение образованию, но в то же время мое пребывание вдали беспокоило их. Со временем они увидели, что это образование для меня не просто диплом, но и жизненный опыт. Теперь они поддерживают меня более спокойно, и это дает мне дополнительную мотивацию.
- По чему вы больше всего скучаете, связанному с Азербайджаном? А что является главной причиной, мотивирующей вас в повседневной жизни в Малайзии?
- Больше всего я скучаю по чувству быть рядом с семьей и по родной обстановке. Кроме того, в азербайджанском воздухе, улицах, разговорах с друзьями есть что-то особенное, чего нигде не найдешь. В Малайзии же меня мотивирует моя цель, то есть мое образование и будущие планы. Здесь я каждый день узнаю что-то новое, и это дает мне ощущение развития.
- Мы хотели бы узнать о ваших планах на будущее: вы намерены вернуться в Азербайджан после окончания учебы или строить международную карьеру?
- Мой план – вернуться в Азербайджан после завершения образования и продолжить там свою научную деятельность. Жизнь за границей дала мне много опыта, но исследовать и преподавать историю своей страны в родной среде для меня более ценно. Моя долгосрочная цель – завершить докторантуру и работать в академической сфере. То есть, если говорить более открыто, развитие азербайджанской молодежи и научной среды для меня ценнее личных интересов. Я думаю, что современный мир стремится приучить людей к более комфортным условиям. Но с другой стороны, ценности, личное развитие человека и история стираются из памяти. Поэтому для меня одной из целей является доминирующее положение азербайджанской молодежи в области науки и частое упоминание имен наших ученых в статьях, книгах, а также в различных исследовательских работах.

- Интересно, что вы получаете образование в области теологии. Почему вы выбрали именно эту специальность и как организован процесс обучения в этой области в Малайзии?
- На самом деле, в детстве я не хотел быть теологом, я хотел быть историком. История всегда была мне интересна, но религия также является очень важной областью для понимания человеческой жизни, культуры и истории. Поэтому я думал, что изучение теологии даст мне более глубокий взгляд на историю. В связи с этим я получил степень бакалавра по специальности «Религиоведение» в Азербайджанском институте теологии. В 2024 году я завершил бакалавриат и для получения магистерского образования выбрал Международный исламский университет Малайзии, который, я бы сказал, является самым идеальным университетом, соответствующим моей специальности. В Малайзии эта область преподается очень системно и академически. Здесь студентам преподаются не только религиозные знания, но и такие подходы, как критическое мышление, сравнительное религиоведение. Это был очень полезный опыт для меня.
- Какие различия вы наблюдаете между полученными здесь религиозными знаниями и подходом к ним и религиозным образованием в Азербайджане?
- Основное различие заключается в методологии. В Азербайджане религиозное образование основано на более традиционном подходе, тогда как в Малайзии академический и аналитический подход сильнее. Здесь религиозные науки рассматриваются наряду с социальными науками, то есть связываются с историей, философией, антропологией. Этот подход значительно расширил мой кругозор. Теперь я могу рассматривать религиозные темы не только с точки зрения веры, но и с научной точки зрения. Например, в академической сфере в Азербайджане в процессе защиты письменных работ основное внимание уделяется глубине фактов и информации. Здесь же в исследовательской работе основное место в процессе защиты занимает использование определенных методов. Хочу также отметить, что главное преимущество меня и азербайджанских студентов, обучающихся здесь, заключается в том, что мы лучше знаем и объясняем информацию и факты. Это, конечно, одно из основных качеств, приобретенных нашим методом обучения.

- Как вы оцениваете деятельность Государственного комитета по работе с диаспорой с азербайджанской молодежью за рубежом?
- По моему мнению, Комитет проводит очень полезную и эффективную работу с молодежью, проживающей за рубежом. Их цель – не только собрать нас вместе, но и поддержать сохранение нашей национальной идентичности. Организуемые программы, встречи и проекты создают условия для того, чтобы молодежь могла общаться друг с другом и правильно представлять Азербайджан за рубежом. В прошлом году даже состоялся визит представителей комитета в Малайзию. Они также организовали для нас очень хорошую концертную программу с участием известных азербайджанских ханенде. Я высоко оцениваю эту деятельность.
- Каковы были ваши впечатления от участия в VI Летнем лагере, организованном Комитетом? Что дала вам эта программа?
- Летний лагерь был для меня очень ценным опытом. Я познакомился с азербайджанской молодежью, обучающейся в разных странах, мы обменялись мнениями. Самым любимым моментом в лагере было то, что были привлечены не только азербайджанцы, но и студенты разных национальностей из-за рубежа. Там были не только развлекательные моменты, но и дискуссии, укрепляющие национальное самосознание. Я почувствовал, что независимо от того, где мы живем, мы все происходим из одного корня. Этот лагерь дал мне как мотивацию, так и воодушевление. Посещение наших исторических земель, которые я хотел увидеть, находясь в Азербайджане, но не мог посетить, подарило мне моменты большой гордости и чести. Кроме того, в городе Ханкенди у меня появилась возможность познакомиться с выдающимися деятелями науки, музыки, спорта и искусства Азербайджана. Знакомство с профессором Солмаз ханум Рустамовой, одним из ценных ученых Азербайджана, принесло мне большую радость.
- Какие чувства вы испытали во время вашей первой поездки в освобожденный Карабах? Какие самые впечатляющие моменты той поездки остались в вашей памяти?
- Я никогда не забуду ту поездку. Когда я ехал в Карабах, я словно находился в живом контакте с историей. Каждая гора, каждый камень несли следы той эпохи. Видеть там азербайджанский флаг, чтить память шехидов вызывает в сердце человека как гордость, так и печаль. На землях, по которым мы ступали, покоились история и тысячи героев. Возможно, никто не упрекнет меня, если я скажу, что, увидев эти гордые исторические дни, я прожил лучшую молодость в истории. В Карабахе у нас уже есть университет. Могу отметить, что это учебное заведение оснащено очень высокими условиями и объединяет в себе современную систему. Но самое главное, я увидел, что процесс восстановления Карабаха идет на очень высоком качественном уровне. В городе Ханкенди у нас были конференции по различным темам, состоящие из панельных дискуссий. Выступления на общественные, научные, философские темы напомнили мне, что Азербайджан ничуть не отстает от стран мира, а, наоборот, находится впереди. Моей самой любимой панелью стало выступление всемирно известного фотографа Резы Дегати и видеоформатная фотовыставка из его фотографий, сделанных во время I и II Карабахских войн. Честно говоря, я не смог сдержать слез. А еще одним моментом, который меня очень тронул, был совместный просмотр футбольного матча «Карабаха» перед экраном в Конгресс-центре Ханкенди. Все это – символ единства, достоинства и непоколебимой стойкости. За все это я выражаю глубокую благодарность руководству Государственного комитета по работе с диаспорой и его неустанно работающим, заботящимся о нас сотрудникам.


