8 августа во время Вашингтонской встречи, после парафирования Азербайджаном и Арменией текста мирного соглашения, работа по укреплению доверия между двумя странами ускорилась. После встречи на уровне лидеров состоялись также встречи между главами МИД, депутатами, НПО и журналистами.
Однако известно, что доверие не может ограничиваться только населением, проживающим в обеих странах. В то же время, между азербайджанцами и армянами, проживающими по всему миру, также должны возникнуть взаимное доверие и вера. Здесь самая большая задача ложится на диаспорские организации. В связи с этим, на следующем этапе вопрос проведения встреч представителей диаспор представляется неизбежным.
Директор «Modern Media Qrup» Эльшад Эйвазлы в своем заявлении для Modern.az в первую очередь обратил внимание на подход, который азербайджанская и армянская диаспоры демонстрировали до сих пор:
«Азербайджанская диаспора всегда строила свою деятельность на принципах цивилизованных ценностей, гуманизма и взаимного уважения. Азербайджанцы, проживающие в зарубежных странах, предпочитали интегрироваться в общества, соблюдать законы и играть полезную роль в социальной жизни стран своего проживания. Основной линией деятельности диаспоры, наряду с сохранением национальной идентичности, было избегание риторики конфликта. Даже на протяжении долгих лет оккупации Арменией азербайджанских земель эта линия не менялась. Азербайджанская диаспора воздерживалась от эмоциональных реакций, проявляя терпение и выдержку. Они старались выражать свою позицию в правовой, культурной и информационной плоскости.
В отличие от этого, деятельность армянской диаспоры носила более агрессивный и деструктивный характер. Идеологические основы оккупационной политики всегда пропагандировались и в зарубежных странах. Фальсификация исторических фактов проводилась систематически. Попытки присвоения культурного наследия, принадлежащего азербайджанскому народу, получили широкое распространение. Эти попытки не ограничивались только академической и информационной сферами. В различных странах также наблюдались действия, нарушающие общественный порядок.
В частности, во время 44-дневной Отечественной войны эта агрессия проявилась открыто. Группы, не сумевшие смириться с военным поражением Армении, прибегли к физическому насилию. Нападения на азербайджанцев не остались без внимания международной прессы. Эти события продемонстрировали мировому сообществу истинную сущность армянской диаспоры. Несмотря на все это, азербайджанцы за рубежом, сохраняя выдержку, предпочли занять позицию в рамках закона.
Сегодня же сформировалась совершенно новая геополитическая реальность. Азербайджан – государство-победитель, восстановившее свою территориальную целостность. Этот факт влияет и на психологическую, и на политическую позицию диаспоры. Азербайджанцы, проживающие в разных странах мира, испытывают чувство гордости. Они больше не находятся в оборонительной позиции. Они выступают как представители государства, достигшего результата».

Э. Эйвазлы подчеркнул, что в таких условиях возможность контактов с армянами на различных платформах выглядит естественной:
«Если главы государств, министры иностранных дел, экономические структуры, представители НПО и СМИ, депутаты ведут диалог, то общение должно быть и на уровне диаспор. Естественно, эти встречи не означают стирания прошлого. Историческая память сохраняется, но будущее требует более рационального подхода.
Поэтому я не против проведения встреч представителей азербайджанской и армянской диаспор в отдельных странах. Однако еще раз хотел бы подчеркнуть, что мы никогда не должны забывать прошлое. Мы даже должны добиться того, чтобы армянская диаспора сама осудила оккупационную политику Армении, ее шаги против человечности, ее склонность к совершению геноцидов. Наши СМИ также должны работать в этом направлении».
Депутат Милли Меджлиса Азер Аллахверанов отметил, что на первый взгляд можно предположить, что контакты между диаспорами добавят красок в установление, интенсификацию и развитие отношений между отдельными сегментами обществ:
«Мысли, высказанные Президентом Ильхамом Алиевым и Премьер-министром Армении Николом Пашиняном в Абу-Даби, делают необходимым установление и развитие отношений между различными сегментами общества. Заявления лидеров двух стран о нормализации отношений являются призывом к мобилизации усилий для формирования достаточно позитивной среды. Естественно, мысли господина Ильхама Алиева об интенсификации отношений между институтами гражданского общества, а также его особо подчеркнутые в предыдущих интервью и выступлениях идеи о построении доверия, делают необходимым осуществление определенных работ по установлению, интенсификации и развитию отношений между отдельными сегментами обществ обеих стран. В связи с этим, на первый взгляд можно предположить, что контакты между диаспорскими структурами также могут добавить красок в этот процесс. Но здесь есть очень деликатный момент. У англичан есть такое выражение: "не навреди". В настоящее время процесс миростроительства между двумя государствами достаточно хрупок. Здесь есть много деликатных моментов, которые необходимо учитывать. В частности, в армянском обществе такого рода контакты воспринимаются неоднозначно. Внутри общества все еще существуют силы с определенными реваншистскими настроениями, которые используются для давления и влияния на политическую власть Армении через различные каналы. Подобные темы используются для обвинения Никола Пашиняна даже в государственной измене. Это показывает, что необходимо предпринимать эти шаги, учитывая возможные негативные явления. Диаспора также является одним из таких деликатных моментов. Долгое время армянские диаспорские организации были своего рода покровителями оккупационной политики Армении против Азербайджана, осуществляя эффективную реализацию этой политики. И сегодня армянские диаспорские организации, действующие в различных странах, не имеют однозначной позиции в отношении Армении. Армянские диаспорские организации демонстрируют подход, который больше способствует враждебности с Азербайджаном, давлению на соседние государства, и пытаются занять самую жесткую позицию в отношении Никола Пашиняна. Правда, премьер-министр Армении старается уклониться от возможных ударов. Находясь во Франции, в Абу-Даби, премьер-министр встречался с армянскими диаспорскими организациями. По крайней мере, он говорит об интересах и работе государства в процессе миростроительства с Азербайджаном. Но все же эти силы не отступают от своих целей ни на шаг. В частности, строя свою деятельность на утопических идеях, таких как "Великая Армения от моря до моря", которые составляют основную идеологическую линию Армении, они пытаются втянуть Армению в очередной политический обрыв».

А. Аллахверанов заявил, что в этом отношении участие диаспоры в процессе построения доверия, если оно возможно с благородными намерениями, может повлиять на общий процесс:
"Но это нельзя сказать о армянских диаспорах в большинстве стран. Поэтому я считаю, что, говоря об установлении связей с диаспорскими организациями, действующими в каких-либо странах, и проведении этих встреч, абсолютно необходимо достичь очень серьезных успехов в направлении нормализации отношений между двумя государствами. Только после этого можно будет добиться проекции этих успехов на другие сферы на следующем этапе. В частности, можно оказать положительное влияние на общий процесс, трансформируя эти успехи в отношения между обществами двух стран и, немного расширив географию, между диаспорскими организациями, действующими в различных странах. Для этого диаспорские организации, действующие за рубежом, должны строить свою деятельность в унисон, параллельно с политической властью Армении, а также организовывать свою деятельность в соответствии со стратегическим курсом, определенным Арменией в отношении миростроительства. В таком случае встречи между диаспорами могут быть возможны. Однако путь к этому еще очень далек. Я думаю, до этого необходимо стремиться к принятию следующих очень важных шагов и достижению совместных успехов в направлении нормализации отношений между двумя государствами".