Бывший президент Армении Роберт Кочарян в интервью TV5 рассказал о документах, подписанных 9 ноября 2020 года и 8 августа 2025 года.
По информации Modern.az, Кочарян заявил, что в то время ни один представитель оппозиции не требовал от премьер-министра Никола Пашиняна отмены документа от 9 ноября, потому что все понимали – этот документ был официальным оформлением поражения в войне. В то же время все понимали, что этот документ считается последней возможностью для защиты Карабаха.
По словам Кочаряна, в тот период необходимо было крепко держаться за этот документ и добиться его полного исполнения.
Экс-президент добавил, что понятие «беспрепятственный путь» в 9-м пункте документа имеет ту же суть, что и аналогичный документ, подписанный позднее в Вашингтоне. Разница заключается в том, что в 2020 году Карабах существовал, Лачинский коридор функционировал, и этот 9-й пункт был включен именно для сохранения симметрии с этим коридором.
Кочарян сказал, что Армения сделала все возможное для ухода российских миротворцев из Карабаха.
Он отметил, что Россия не только была свидетелем документа от 9 ноября, но и подписала его, взяв на себя ответственность за размещение миротворческих сил в Карабахе.
"Однако Армения, по сути, в одностороннем порядке отказалась от участия в этом процессе".
"Армения в Праге заявила о признании территориальной целостности Азербайджана, включая «Арцах». Какую роль после этого играет Россия в отношениях с Азербайджаном? С этим заявлением Республики Армения посредническая миссия была отменена.
Этим заявлением изменилась вся конфигурация конфликта, поскольку лидеры трех стран подписали трехстороннее заявление о том, что вопрос статуса Карабаха остается неопределенным и должен стать предметом дальнейших переговоров. В этом случае Армения говорит: Я не вмешиваюсь в этот вопрос; иди и обсуждай вопрос Карабаха с Азербайджаном, как хочешь. Это также делает неопределенным статус присутствия российских миротворцев. Потеря Карабаха является прямым следствием Пражской декларации.
Если бы мы верили, что Россия должна нести пожизненную ответственность за Карабах, если бы Армения не сделала этого заявления, я не сомневаюсь, что пятилетний срок был бы продлен еще на пять лет, и было бы предложено политическое решение. Возможно, предложение, отклоненное в 2019 году, было бы вновь вынесено на стол с некоторыми изменениями, и они попытались бы найти решение", - отметил второй президент Армении.