Modern.az

Медиасубъект, распространяющий персональные данные, будет нести ответственность

Медиасубъект, распространяющий персональные данные, будет нести ответственность

СМИ

9 phrase_var_language.ay2 2026, 11:36

Верховный суд принял новое постановление Пленума "О защите прав личности" и внес ряд новшеств в судебную практику.

Об этом Modern.az сообщили в суде.

Сообщается, что ранее в случае распространения одним лицом ложных сведений о другом лице выдвигались требования с использованием института защиты чести и достоинства, однако иски не удовлетворялись, если выяснялось, что информация была правдивой. Между тем, распространение правдивых сведений о лице без его согласия также является нарушением закона.

Этот случай является вмешательством в право на личную неприкосновенность, защищаемое на конституционном уровне, и каждый, чье право нарушено, может ознакомиться с собранными о нем сведениями, требовать исправления не соответствующих действительности, неполных, а также полученных с нарушением требований закона сведений, удаления (аннулирования) таких сведений, возмещения причиненного ему морального вреда и т.д.

Верховный суд своим новым постановлением отличил это право от права на защиту чести и достоинства и особо отметил, что право на личную неприкосновенность в конституционном смысле предусматривает защиту конфиденциальности личной и семейной жизни, служит уважению личной и семейной жизни каждого человека, его комфортному и безопасному ощущению в обществе.

В своем постановлении Верховный суд широко истолковал и выдвинул на первый план право на уважение личной и семейной жизни, которое является важным институтом права на личную неприкосновенность, но до сих пор оставалось вне защиты в судебных спорах по сравнению с другими.

Право на уважение личной и семейной жизни – это право сохранять тайну личной и семейной жизни, быть защищенным от противоправного вмешательства в личную и семейную жизнь, то есть от сбора, хранения, использования и распространения информации о личной жизни без собственного согласия. Даже после смерти лица это право может быть защищено его наследниками.

Закон не ограничивается защитой информации, касающейся личной и семейной жизни, но также защищает жилище, автомобиль, служебное помещение, принадлежности, а также другие предметы личного характера, принадлежащих ему животных, растения и другие объекты.

Сбор, хранение, использование и распространение медицинских сведений о лице, сведений о его финансовом и имущественном положении, личной переписки, сведений, касающихся его прошлого и других сведений, составляющих личную тайну, его адреса, семейного положения, роста, возраста, пола, личных отношений между супругами (эмоциональных, сексуальных и т.д.), внутрисемейного поведения, причин развода, происхождения и состояния здоровья детей, сведений об усыновлении, а также других сведений, носящих конфиденциальный и деликатный характер для семьи, без согласия лица или без какого-либо законного основания, а также сообщение их лицу со злым умыслом запрещено и влечет гражданскую ответственность.

Целенаправленный и активный сбор информации о ком-либо без какого-либо законного основания, самовольно, запрещен.

Например, если лицо в своих интересах для получения информации о другом лице входит в информационную базу, где хранятся конфиденциальные сведения, и собирает относящиеся к этому лицу персональные данные, то это действие считается незаконным и влечет гражданскую ответственность. Однако если сведения стали известны лицу не по его желанию, случайно, это не будет считаться незаконным, при условии, что он не будет использовать или распространять их против лица, к которому они относятся. Например, если в результате обмена мобильными телефонами одной модели лицо, ошибочно получившее телефон, при его открытии случайно видит фотографию или переписку, составляющую личную тайну, то это лицо не будет нести никакой ответственности, если не использует или не распространит увиденное.

Распространение сведений, составляющих личную и семейную тайну, без согласия лиц, к которым они относятся, запрещено. В частности, сообщение их массовыми способами в телевизионных или радиопрограммах, социальных сетях и т.д. может привести к причинению морального вреда в большем объеме с точки зрения массовости распространения. Если распространение было осуществлено посредством аудио-видеозаписи, то наряду с лицом, распространившим ее, субъект медиа будет нести однозначную ответственность за нарушение права на уважение личной и семейной жизни.

В случае, если содержание программы несет риск противоправного вмешательства в права личности, субъекты медиа в регулярно выходящих в прямой эфир программах и различных выпусках, продолжающихся в виде серии, должны заранее в понятной форме предупреждать лиц, которые будут выходить в прямой эфир, о том, что они будут нести ответственность за нарушение права людей на уважение личной и семейной жизни в связи с озвученными ими сведениями и поведением, в противном случае за допущенные нарушения ответственность будет нести сам медиаорган.

Если лицо сообщает полученную информацию один на один лицу, к которому она относится, с унизительными целями, такими как высмеивание, издевательство, унижение, дискредитация и т.д., со злым умыслом, это будет расцениваться как нарушение права на личную неприкосновенность и создаст основание для морального вреда. Например, сообщение лицу со злым умыслом правдивых сведений (переписки, фото, видео и других охраняемых законом персональных данных) о его состоянии здоровья, физических недостатках, наличии внебрачного ребенка, внебрачных отношениях.

Кроме того, Верховный суд новым постановлением оценил проникновение в жилище лица, в служебное помещение, выделенное работнику, на его полки, рабочий стол, в компьютер, в сумку, карман лица без его согласия, а также без соответствующего законного основания, как нарушение права на личную неприкосновенность. После постановления Пленума причинение вреда животным и растениям лица также может быть признано основанием для морального вреда.

Нарушение этих прав повлечет гражданскую ответственность, независимо от того, влечет ли оно уголовную ответственность.

Наряду с лицами, распространившими сведения, составляющие личную и семейную тайну, ответственность будут нести также лица, учреждения, организации и предприятия, ответственные за хранение этих сведений, ответственные лица, управляющие сведениями о работниках (лицах, оказывающих услуги на других основаниях), имеющимися в кадровых системах рабочих мест, и человеческими ресурсами, работодатели, клиники, сети мобильных операторов, банки и другие предприятия, оказывающие услуги гражданам, государственные органы, платформы социальных сетей, юридические и физические лица, как лица, обеспечивающие незаконный доступ к сведениям посторонним лицам.

Поскольку они обязаны защищать персональные данные, находящиеся у них (в информационных системах) в связи с оказываемыми ими услугами, несут ответственность за нераспространение этих данных, а также за недопущение доступа к базовым данным лица, имеющимся на его портале электронного правительства, без его согласия или законных оснований; обратное считается вмешательством в право на личную неприкосновенность.

Если имеется согласие лица на распространение таких сведений, гражданская ответственность не возникает. Согласие должно быть выражено явно, не должно противоречить закону или морали. Лицо может дать свое согласие как в письменной, так и в устной форме, либо выразить его своим поведением или молчанием. Например, если лицо поставило "лайк" под публикацией о нем в социальной сети, сделанной без его согласия, и написало под ней положительный комментарий, то считается, что оно дало согласие.

Кроме того, если информация была общедоступной или лицо само раскрыло ее общественности, никто не несет за это ответственности. Например, если лицо делится в интернет-ресурсе контактными данными, своей жизнью, болезнью, выполненными работами, деловыми партнерами и прочим, это считается раскрытием данной информации общественности самим лицом. Последующее распространение этой информации другими лицами в том же виде не влечет гражданской ответственности.

Распространение государственными органами и другими лицами сведений, составляющих личную и семейную тайну, возможно в случаях, установленных законом. Например, распространение правоохранительными органами фотографии, сведений об одежде, росте, возрасте, поле и других данных разыскиваемого лица с целью его обнаружения не считается нарушением.

Если распространенные сведения находятся в сфере интересов общества, это также не считается нарушением гражданских прав. Поскольку поведение, решения и деятельность публичных лиц прямо или косвенно влияют на общество, их личная жизнь также должна быть открыта для общественного контроля.

При этом распространение не должно превышать общественный интерес. Например, журналист сообщает общественности о том, что руководитель органа местного самоуправления владеет роскошной квартирой и автомобилями, не соответствующими его официальным доходам, а также о том, что его ребенок имеет врожденные дефекты. Хотя указанные обстоятельства, касающиеся имущественного положения лица, являются личными данными, они входят в сферу законных интересов общества, и распространение этой информации не может считаться нарушением. Однако сведения о физических недостатках ребенка будут считаться противоправным вмешательством в личную и семейную жизнь, поскольку они не представляют никакого общественного интереса с точки зрения выполнения публичных обязанностей данного лица.

Instagram
Gündəmdən xəbəriniz olsun!
Keçid et
ABŞ qırıcıları İranla sərhəddə hərəkətə keçdi