Modern.az

Ни Пехлеви, ни режим мулл - Кого же поддерживают южане в Иране?

Ни Пехлеви, ни режим мулл - Кого же поддерживают южане в Иране?

Страна

9 Январь 2026, 10:15

Инфляция, быстрое обесценивание национальной валюты по отношению к доллару, подорожание основных продуктов питания и топлива считаются основной искрой социальных протестов, начавшихся в Иране в последние дни прошлого года.

Хотя события со временем эволюционировали от социальных протестов до свержения существующего режима мулл, случаи насилия на акциях развиваются по нарастающей. Утверждается, что наши соотечественники из Южного Азербайджана не проявляли активности в событиях, в которых погибли по меньшей мере 36 человек и сотни получили ранения. В социальных сетях можно найти многочисленные новости об этом. С другой стороны, поступают сообщения о размещении иранскими властями многочисленных сил в Тебризе, Ардебиле и других городах, где плотно проживают наши соотечественники. 

В этом контексте Modern.az связался с общественно-политическими деятелями, которые были вынуждены эмигрировать из Южного Азербайджана, но поддерживают тесную связь со своей родиной и осведомлены о подходах местного населения.

Политический обозреватель из Южного Азербайджана Махса Мехдили заявила, что южные азербайджанцы на текущем этапе не принимают активного участия в акциях. Однако, по ее словам, эту позицию неправильно оценивать как пассивность:

“Позиция, которая на данном этапе кажется пассивной со стороны, на самом деле является активной и сознательной позицией, выражающейся в неприсоединении к тегеранским протестам. С момента Исламской революции в Иране Южный Азербайджан занимал передовые позиции во многих протестных процессах. Однако отношение как тегеранской оппозиции, так и существующего режима к вопросу Южного Азербайджана фактически одинаково, что приводит к серьезной проблеме доверия. Именно по этой причине неправильно оценивать нынешнюю позицию как пассивность; напротив, это показывает, что национальное движение Южного Азербайджана находится в правильном месте и в правильное время”.

Политический обозреватель отметил, что как режим отрицает национальное движение Южного Азербайджана, его права и существование, так и тегеранская оппозиция демонстрирует тот же подход:

“По этой причине южные азербайджанцы, основываясь на своем историческом опыте, предпочитают политическую линию, ориентированную на Тебриз, и эта позиция является принципиальной, сформировавшейся исторически. Центральное правительство обязательно должно прислушаться к голосам протеста. Правительство не сможет добиться никаких результатов, закрывая уши; если есть требования и права, которые должны быть обеспечены, то в этом направлении должны быть построены мосты и созданы реальные основы для диалога. В противном случае, если текущая ситуация сохранится, хаос еще больше углубится, и в процесс войдут новые, различные факторы”.

Махса Мехдили в заключение отметила, что на текущем этапе рано высказывать окончательное мнение о конечных результатах: “Поскольку на процессы могут влиять не только внутренние, но и внешние факторы. В этом отношении более целесообразно внимательно следить за ходом событий”.

Член правления Национального фронта освобождения Южного Азербайджана (CAMAC) Садиг Исабейли заявил, что основной причиной продолжения массовых протестов преимущественно в персидских регионах и на территориях, где проживают некоторые малые этнические группы, является дороговизна и инфляция в стране. По его словам, люди потеряли надежду на политическую власть и уже не в состоянии оплачивать бытовые расходы.

С. Исабейли отметил, что вопрос о направлении протестов в настоящее время является основной темой обсуждения, и предпринимаются определенные попытки превратить экономико-социальное недовольство в политическое:

“Некоторые политические течения пытаются вынести происходящие процессы на повестку дня в рамках своих интересов, распространяется мнение, что массовые протесты направлены на свержение режима и формирование альтернативной власти. В этом контексте все больше выдвигается на первый план Реза Пехлеви, являющийся остатком бывшего режима Пехлеви, и в этом направлении ведется пропаганда в СМИ.

Существуют попытки изменить содержание лозунгов протеста, направить процесс в желаемое русло и заставить персидскоязычные СМИ за рубежом действовать по единой линии. Цель состоит в том, чтобы выдвинуть на первый план протесты в персидских регионах и представить неперсидские народы как составную часть этих процессов. Однако, по его словам, неперсидские народы, включая Южный Азербайджан, не присоединяются к этому сценарию”.

С. Исабейли подчеркнул, что Южный Азербайджан и его основные города сдержанно относятся к происходящим процессам и открыто заявили о своей позиции:

“Под лозунгом «Азербайджан – это честь, Пехлеви – бесчестье» азербайджанцы открыто заявили, что не будут поддерживать линию Пехлеви. Эта позиция сформировалась на основе родного языка, национальных и политических устремлений, и Южный Азербайджан не намерен действовать в рамках интересов персидско-ориентированных режимов в последующих процессах.

Течения внутри режима и группы, связанные с Резой Пехлеви, а также средства массовой информации пытаются, направляя Южный Азербайджан в соответствии со своими интересами, создать видимость того, что «Азербайджан также присоединился к этому процессу». То, что другие народы также не присоединяются к этим процессам, показывает, что эти народы будут действовать со своими лозунгами и своими политическими позициями”.

Садиг Исабейли заявил, что Южный Азербайджан намерен двигаться в направлении своей независимости и стабильности:

“По его словам, азербайджанское политическое движение, ориентированное на Азербайджан, нацелено на создание независимости и национального государства в Южном Азербайджане, не намерено передавать представительство государственности Тегерану и хочет самостоятельно выбрать свою государственную модель. Он заявил, что они не будут частью никаких политических, идеологических и персидско-ориентированных расистских игр. Существует сложность процессов, влияние внешних сил, деятельность «Сепахи-Пасдаран» и аресты национальных активистов, лидеров, которые могут повлиять на Южный Азербайджан. Режим мулл пытается предотвратить активизацию национальных движений, но это серьезная ошибка. Потому что национальные движения Южного Азербайджана контролируют процессы, и народ заявляет, что выйдет на улицы только со своими лозунгами. Лозунг «Свобода, Движение, Национальное Правительство» является основной политической линией Южного Азербайджана, и в Азербайджане нет места персидскому национализму. Азербайджанцы заявляют, что не будут на стороне режима Пехлеви, совершившего геноцид, и поддерживающего его режима мулл. Внутри и за пределами страны происходят определенные процессы, и Южный Азербайджан в подходящее время открыто проявит свою национально-политическую волю”.

Instagram
Gündəmdən xəbəriniz olsun!
Keçid et
ABŞ qırıcıları hərəkətə keçdi - İrana hücum başlayır