Сегодня нас отделяет ровно 36 лет от 20 января 1990 года. Эта цифра может показаться незначительной для миллионнолетней истории, но для судьбы азербайджанского народа она неизмеримо тяжела и обременительна.
Каждый год, каждый день, каждое мгновение этих 36 лет запечатлелись в нашей памяти угнетением, тьмой, болью, кровью, потерями, и в то же время сопротивлением, борьбой, победами.
Словно время растянулось, годы стали тяжелее, история сжалась, и эти 36 лет стали равны тысяче лет.
В этот период мы видели угнетение, познали предательство. Мы пережили отчаяние, научились сопротивлению.
Мы наблюдали моменты потрясения государства, моменты, когда народ не сломился.
И в конце концов мы осознали одну истину: народ, государство не спасает случайность от трудностей.
Эту нацию может спасти только национальный деятель.
*****

Есть люди, которые воспринимают свою жизнь только как собственный комфорт, не могут заглянуть дальше своей тени, проводят свою судьбу в рамках своих интересов.
Есть люди, которые живут ради имени, стремятся к известности, дышат аплодисментами.
А есть и такие люди, которые не находят смысла жизни в себе. Они дышат судьбой своего народа, связывают свою жизнь с жизнью нации. Они находят себя в боли и радости народа.
Иногда кажется, что такие люди, даже глядя в зеркало, не видят себя, а смотрят на тебя, на народ, видят лицо Родины.
Что значит быть величайшим национальным азербайджанцем в мире?
На этот вопрос у каждого может быть свой ответ, и это естественно.
Но точно одно: быть национальным не измеряется креслом. Быть национальным не определяется протокольным языком, не оценивается шумом и гамом.
Величайший национальный азербайджанец – это тот, кто несет на своих плечах тяжелое, но почетное бремя.
Для того чтобы нести это бремя, недостаточно физической силы, нужна душа, нужна совесть.
Потому что физическая сила тоже рождается из духа, следует за ним.
Национальный деятель не живет для себя, он знает, что строить свой комфорт на боли нации – это моральное предательство.
Национальный деятель не смотрит на горе народа со стороны. Он входит в это горе, превращает его в свою судьбу.
Величайший национальный азербайджанец относится к своему прошлому с глубоким почтением, принимает его как свое собственное прошлое. Он смотрит на историю как на живую память, живет с ней.
Он не находит покоя, пока не завершит незавершенные мечты национальных предков, считает своим долгом довести до конца незавершенные дела истории.
Уважение к старшим проявляется в его поведении. Он не прерывает слово аксакала, он знает, что в этих словах проглядывает мудрость веков, истины, прошедшие испытание временем.
Он искренне делится своими знаниями и опытом с молодежью, указывает им правильный путь. Он считает направление веры молодежи в правильное русло таким же священным, как и государство.

Величайший национальный азербайджанец любит свой народ безусловно. Эта любовь не ждет взаимности, это самопожертвование, терпение. Эта любовь иногда означает молчание, иногда – выдержку, а иногда – несение всего бремени в одиночку.
Величайший национальный азербайджанец не смотрит на людей как на цифры. Он думает о каждом индивиде, считает каждого живой частью Родины.
Величайший национальный азербайджанец становится отцом для отца каждого шехида, носит слезы его матери в своем сердце, считает каждого шехида своим ребенком.
Величайший национальный азербайджанец больше всех радуется освобождению Шуши. Эта радость – исправление сломленного хребта нашей истории, конец вековой тоски. В слезах этой радости, наряду с победой, говорят души шехидов, молитвы матерей, дыхание земли.
Когда он, взяв за руку маленькую девочку, потерявшую родителей в теракте в Гяндже, шагает, эта рука держит не просто руку ребенка. Эта рука – рука тысяч осиротевших надежд нации, она берет на себя бремя их судьбы.
Величайший национальный азербайджанец – борец, он не молчит перед теми, кто против его государства. Он не ограничивается тем, что держит флаг над головой, он играет с его достоинством, несет его ответственность.
Он так бережет свой язык, что в его речи не услышишь ни одного чужого слова. Он относится к обычаям и традициям как к неприкосновенной, священной сущности. Он бережет Родину как зеницу ока.
Как вы думаете, у кого есть этот характер, этот дух, эта энергия, эта сила, перечисленные выше?
Ответ на этот вопрос не далек, этот человек – Лидер Азербайджанцев Мира Ильхам Алиев.
Ильхам Алиев – величайший национальный азербайджанец в мире, САМЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО АЗЕРБАЙДЖАНА.
Он – живое воплощение национальной мысли, лидер, взявший на себя историческую ответственность.

Его национальный дух исходит из семьи.
Гордость его отца, Общенационального Лидера Гейдара Алиева, быть азербайджанцем была жизненной позицией. Эта позиция передавалась из поколения в поколение.
Гейдар Алиев – основатель Азербайджанского государства. А создание государства означает быть величайшим национальным деятелем.
Мать Ильхама Алиева, Зарифа Алиева, была мерилом достоинства национальной азербайджанской женщины. Наука, любовь к людям стали духовной опорой этой семьи. На самом деле, она была невидимым соратником Гейдара Алиева, несущего в себе боль народа.
Супруга Ильхама Алиева, Мехрибан Алиева, – это женщина, с головы до ног обладающая национальным колоритом, национальной идентичностью, национальным мышлением и национальным духом.
Она – соратник, который всегда рядом с Верховным Главнокомандующим, посвятившим свою жизнь пути государства и народа.
Отец Мехрибан Алиевой, Ариф Пашаев, и мать Аида Имамгулиева выросли в семьях с национальным духом.
Дети Ильхама Алиева – это национальная молодежь, призывающая мир к «Справедливости для Ходжалы», увековечивающая основателей Республики, создающая такие фильмы, как «Вечная командировка», «Последнее заседание», которые переносят нашу историю в сегодняшний день.
Возможно, Аллах собрал в семье Ильхама Алиева таких носителей национальной мысли. И прошлое, и настоящее... Будущее также застраховано национальным духом.
Ильхам Алиев ценой жизни восстановил территориальную целостность Азербайджана. Этот путь не был легким. С одной стороны были кровь, запреты, с другой – давление могущественных стран мира. Но воля, терпение и вера Ильхама Алиева вернули нам наши исторические земли. Этот путь и сейчас был путем «быть или не быть», который многие из нас даже не могли осознать.
Фраза Ильхама Алиева «Я выполнил завещание отца» не была простым выражением. Эта фраза означала снятие тяжелого бремени с плеч народа.

Ильхам Алиев не говорит и о тысячной доле того, что он сделал.
Он не преувеличивает свои заслуги.
Он служит молча.
Известно, что это молчание останется в истории как самый громкий голос.
Эта служба будет помниться, пока существует народ, и будет открываться заново каждый день.
Эта служба станет уроком государственности для будущих поколений.
Да, быть величайшим национальным азербайджанцем в мире – это большая ответственность, чистая совесть. Это восстановление территориальной целостности своего государства, открытие пути к историческим землям.
Это вывод страны из-под влияния чуждых идеологий.
Но все это делается молча.
Величайший национальный азербайджанец не говорит о том, что он сделал, не преувеличивает свои заслуги.
Как Ильхам Алиев...
Ильхам Алиев – Величайший Национальный Азербайджанец Мира.
*****

Сегодня 20 января 2026 года.
Сегодня величайший национальный азербайджанец в мире выступает в Давосе. Он обращается к миру, проводит встречи, выступает как победоносный лидер победоносного государства.
Но он отправился в Давос, пройдя через Аллею Шехидов. Потому что для национального деятеля путь всегда начинается с одного и того же места.
Он начинается с истории, с духа Шехидов, с боли народа.
И где бы ни выступал национальный деятель, на какой бы трибуне мира он ни стоял, перед его глазами всегда земля Аллеи Шехидов.
Это также итог 36 лет.