Modern.az

Наследие, оставленное шехидами: Сабухи, выросший в детском доме: у него никогда не было личных вещей

Наследие, оставленное шехидами: Сабухи, выросший в детском доме: у него никогда не было личных вещей

Репортаж

14 Октябрь 2025, 11:30

За каждым шехидом стоит воспоминание, наследие. Чьи-то часы, чье-то написанное письмо, чей-то первый или последний подарок детям, родителям остались в наследство. Но иногда после шехида остаются лишь фотографии последнего прощания, сделанные на его похоронах. Как шехид Сабухи Ахмедов, выросший в детском доме. 

Уже некоторое время мы, Modern.az, стараемся сохранить память о наших шехидах через рубрику «Наследие, оставленное шехидами» . До сих пор в каждой семье шехида, с которой мы беседовали, было какое-то наследие. Эти наследия можно назвать материальным следом души, отданной земле, и оставшегося духа. Готовя статьи для этой рубрики, я каждый раз думал, что нет большей безысходности, чем находить утешение в вещах вместо когда-то самого родного человека. Пока не поговорил с братом Сабухи Ахмедова, господином Сананом..

1469366

"У каждого из нас не было своей комнаты, своих личных вещей"

«Знаете, скажу так, у нас дома не было много того, что называлось бы личными вещами моего брата. Мы не делили что-либо между собой, говоря «его» или "мое". Была одна рубашка или одни брюки, мы оба их носили, наши размеры тела были одинаковыми. Если я что-то покупал себе, он тоже это носил» – когда господин Сабухи начинал свои слова так, нетрудно было понять, что на этот раз все будет иначе. 

"Этот сирота приезжал на отдых на 30 дней в году, и поэтому ничего себе не покупал. С того дня, как он приезжал, и до дня отъезда он только сидел и смотрел фильмы, а рядом у него были 2-литровая кола и сигареты. Я иногда говорил: «Давай выйдем в город, спустимся во двор». Я кое-как уговаривал его, морщась. Мы ходили в кино и так далее. 

Что бы я ни давал, он это носил, и поскольку у меня был хороший вкус, я обычно выбирал его одежду. Я знал его любимые блюда: «McDonalds» и табака. Если мы выходили в город и собирались в ресторан, мы шли в места, где можно было поесть эти блюда. 

1469368

Дома он тихо говорил: "Как хорошо, что ты есть, братан". Хотя я знал, что ему нравится, я всегда снова спрашивал: "Тебе понравилось?" Он никогда не был недоволен, его глаза всегда смеялись. 

Поэтому я не могу показать никаких его личных вещей, потому что мы не были как стандартные семьи. У каждого из нас не было своей комнаты, своих личных вещей. Трудные условия, в которых мы жили, научили нас, что если у тебя что-то есть в жизни, будь то еда или бытовая вещь, – это твое вместе с твоими близкими. То есть не "твое-мое", а "наше". Что бы у нас ни было. У нас были только личные телефоны, и мы знали их коды. Я старше, он не смотрел мой телефон, но я смотрел его, чтобы им не пользовались и не обижали его. 

Повторяю, сегодня я не могу показать вам никаких его личных вещей. У него есть сапоги, военная форма, но они в крови... 

Он купил подарок для моей жены в качестве приданого. То есть мы купили его вместе. Поскольку у нас не было своего дома, мы оставили его в доме в районе. Когда родился мой ребенок, он заплатил врачу 1000 манатов за операцию. Знаете, моя жена тоже не из тех, кто любит дорогие вещи. Мой брат покупал моей жене телефон, или шоколад, или, не знаю, алычу зимой… Такие вещи. 

Нашим лучшим вложением были прекрасные дни, которые мы проводили вместе. Мы тратили деньги на прогулки, еду, напитки, создавали воспоминания. Мы никогда не копили бесполезные мирские блага. Наше существование, наше здоровье были подарком друг другу. Мы ничего не ждали друг от друга. Даже на дни рождения мы давали друг другу деньги. Воспоминания, оставшиеся от него, – это его форма, телефон, сообщения и 3 сигареты”.

1469365

Я не мог никак вмешаться в слова господина Санана, и у меня не было утешения, которое я мог бы ему дать. Немного поговорив, я попросил фотографии Сабухи. У господина Санана были в основном детские фотографии Сабухи. И именно это осталось от него нам – фотографии, сделанные в детском доме и на его похоронах.

Иногда бывает так, что жизнь, чтобы испытать человека, ничего ему не дает. Но бывают и такие люди, которые из этого «ничего» создают себя. Сабухи был одним из них. Судьба каждого начинается с дома, с семьи, а его судьба началась в детском доме, и он стал героем Родины. 

Сабухи стал шехидом в 27 лет в Кельбаджаре. Жизнь не дала ему ни отца, ни матери, но он стал «сыном» Родины. 
Сегодня его имя живет в высших государственных наградах. Сабухи Ахмедов посмертно был награжден медалями «За отвагу», «Флаг Азербайджана», «За Родину». Он, своим шехидством, стал братом для всех нас, человеком нашего дома. Судьба распорядилась так, что Сабухи не смог собрать свою семью за одним столом, но он объединил эту страну. Да упокоится твоя душа, наш брат. 

 

1469367

1469369

 

Instagram
Gündəmdən xəbəriniz olsun!
Keçid et
Putin tüstüləndi - NATO bu raketləri Ukraynaya göndərir