На последнем заседании Комитета по науке и образованию Милли Меджлиса разработка и вынесение на обсуждение нового Закона «Об образовании», учитывающего современные вызовы, цифровизацию, интеграцию в международное образовательное пространство и академические свободы, были выдвинуты в качестве одного из основных приоритетов весенней сессии. Наблюдения в сфере образования также показывают, что быстро меняющаяся глобальная образовательная среда, влияние новых технологий на учебный процесс, а также адаптация к международной конкуренции делают необходимым обновление существующего законодательства. В этом контексте один из ключевых вопросов заключается в том, какие конкретные новшества и изменения будет содержать новый Закон «Об образовании», а также какие механизмы он предложит для управления системой образования и обеспечения качества.

В своем заявлении для Modern.az член Комитета по науке и образованию Милли Меджлиса Васиф Гафаров, выступивший с инициативой разработки и вынесения на обсуждение упомянутого нового закона на заседании комитета, отметил, что существующий закон в основном опирается на традиционную модель обучения и не полностью охватывает такие вопросы, как организация научных исследований, отвечающих современным требованиям и вызовам, в частности, сущность ступеней магистратуры и докторантуры, цифровизация, академические свободы и интеграция в международное образовательное пространство.
«В нынешних условиях докторантура в большей степени построена на формальном подходе, и ориентированная на результат модель, соответствующая глобальной научной конкуренции, не сформировалась. Это напрямую связано с пробелами и неопределенностями, существующими в законодательстве».
Депутат отметил, что новый Закон, в первую очередь, должен кардинально изменить подход к докторантскому образованию:
«Докторантура должна быть признана не только как этап занятий, экзаменов и формальной аттестации, но и как научно-исследовательская деятельность, отвечающая современным вызовам, а основным критерием оценки должны быть реальные научные результаты, статьи, опубликованные в международных научных журналах, исследовательские проекты и инновационные продукты. В то же время академические свободы должны быть обеспечены на законодательном уровне, а выбор темы докторантами, ее актуальность, независимость проведения исследований и ответственность института научного руководства должны быть четко регламентированы.
Слабость института научного руководства в существующей системе также создает серьезные проблемы. Руководство одного научного руководителя многочисленными докторантами одновременно также приводит к снижению качества. Новый Закон должен установить конкретные правовые рамки для этого вопроса, обеспечив ответственность научного руководителя не только за формальные аспекты, но и за научные результаты. Параллельно, я считаю, что академическая независимость университетов должна быть расширена, а для научно-ориентированных высших учебных заведений должен быть определен отдельный статус».
По словам В. Гафарова, другим важным моментом является международная интеграция:
«Закон должен создать правовые основы для совместных докторских программ с зарубежными университетами, двойных дипломов и механизмов совместных диссертаций. Это облегчит доступ докторантов к международной научной среде и повысит глобальную видимость азербайджанской науки. В настоящее время одним из основных проблем, которые необходимо устранить, является преимущественно формальный характер критериев качества диссертаций и недостаточное внимание к вопросу признания в международных научных базах».
Депутат добавил, что в целом противоречия, возникшие за годы исполнения действующего Закона «Об образовании», неопределенность правового статуса докторантуры, слабость механизмов обеспечения качества, отсутствие стимулирования научной среды и централизованная модель управления должны быть устранены новым Законом:
«Закон должен фокусироваться не на форме, а на содержании, не на процессе, а на результате, не на локальном подходе, а на глобальной конкуренции. Только в этом случае азербайджанская докторантура и система образования в целом смогут отвечать требованиям современности и стать реальным участником международного научного пространства», - отметил В. Гафаров.

Член Комитета по науке и образованию Милли Меджлиса Эльнара Акимова, в свою очередь, считает, что определение разработки нового Закона «Об образовании» в качестве одного из основных приоритетов весенней сессии на заседании комитета должно быть оценено как полностью обоснованный и своевременный шаг.
«Хотя действующий Закон «Об образовании» сыграл важную роль в формировании образовательной политики страны в период его принятия, сегодня он уже испытывает трудности с ответом на современные вызовы по ряду вопросов. Структурные изменения в сфере образования, новые модели обучения, технологические инновации и требования рынка труда требуют более гибкой, четкой и ориентированной на будущее правовой базы. В этом смысле разработка нового закона является не только нормативной необходимостью, но и вопросом стратегического развития.
Новый Закон «Об образовании» должен, в первую очередь, обеспечить расширение академических свобод и автономии образовательных учреждений. В частности, укрепление академической, административной и финансовой независимости высших учебных заведений важно с точки зрения повышения их международной конкурентоспособности. Гибкое формирование учебных программ университетами, стимулирование научно-исследовательской деятельности и применение современных подходов в управлении должны быть поддержаны на законодательном уровне».
Депутат также подчеркнул, что вопрос цифровизации должен стать одним из основных направлений нового закона:
«Четкое определение правового статуса онлайн- и гибридных форм обучения, регулирование механизмов качества и оценки дистанционного образования уже неизбежно. Период пандемии показал, что цифровое образование — это не альтернатива, а неотъемлемая часть современной системы образования, и эта реальность должна найти свое отражение в законе.
Интеграция в международное образовательное пространство также является вопросом, требующим особого внимания. Взаимное признание дипломов, расширение правовых основ совместных и двойных дипломных программ, упрощение механизмов институционального сотрудничества с зарубежными высшими учебными заведениями будут способствовать повышению международного авторитета азербайджанского образования».
Член Милли Меджлиса также обратил внимание на важность устранения в новом законе ряда пробелов и противоречий, возникших за годы исполнения действующего закона:
«Несоответствия между нормативно-правовыми актами, недостаточно четкие механизмы перехода между ступенями образования, а также преимущественно формальный характер автономии в высшем образовании создают серьезные трудности на практике. Кроме того, правовое регулирование неформальных и информальных форм образования, а также механизмов профессионального развития учителей находится на недостаточном уровне.
Новый закон должен принять подход, ориентированный на обучающегося, в качестве основного принципа, создавать условия для укрепления социального и профессионального статуса учителей, а также для повышения подотчетности за качество образования. Укрепление связей между системой образования и рынком труда, применение механизмов финансирования, ориентированных на результат, также входят в число важных нововведений.
В конечном итоге, новый Закон «Об образовании» должен быть не просто обновлением существующего документа, а правовым выражением стратегического подхода, определяющего будущее развитие страны. Этот закон должен служить развитию человеческого капитала, поощрению инноваций и занятию Азербайджаном достойного места в глобальном образовательном пространстве. Инвестиции в образование — это инвестиции в будущее, и новый закон должен полностью отражать эту философию».