После аттестационного экзамена учителей музыки 233 учителя различных специальностей, не сумевшие успешно завершить этот этап, были привлечены к обучению. Из них 118 человек приняли участие в экзамене, и в результате только 20 учителей показали положительный результат и были восстановлены на работе.
Депутат, член Комитета по науке и образованию Эльнара Акимова, комментируя вопрос для Modern.az, заявила, что опыт Баку и Сумгайыта должен стать очень серьезным уроком для учителей в других регионах:
«Что касается прогнозов по аттестации учителей музыки в регионах в 2026 году, хочу сказать, что опыт Баку и Сумгайыта должен стать здесь очень серьезным уроком. Именно в этих городах из-за недостаточно ответственного и серьезного отношения учителей к этому процессу сотни учителей не смогли пройти аттестацию и потеряли работу. Этот факт показал, что аттестация — это не формальная процедура, а механизм, измеряющий реальные знания и профессиональную подготовку».

«В этом отношении я надеюсь, что учителя музыки, работающие во всех регионах, от Газах-Товуза до Карабаха и Нахчывана, своевременно и правильно оценят этот процесс и серьезно подготовятся к аттестации. Относительно более сильные практические навыки учителей в регионах являются положительным фактором, однако теоретические знания и методический подход также играют решающую роль. Если учителя сделают правильные выводы из результатов, полученных в Баку и Сумгайыте, я думаю, что показатели по регионам могут быть более удовлетворительными, и аттестация сыграет роль реальной возможности для их профессионального развития», — отметила она.
Эксперт в области образования Рамин Нуралиев, комментируя вопрос для Modern.az, заявил, что участие половины привлеченных к обучению в экзамене является негативным явлением:
«Участие половины учителей, привлеченных к экзамену, в обучении и восстановление на работе всего 20 человек из 118, принявших участие в экзамене, — это горькая реальность. То есть только одна шестая из 118 человек, привлеченных к экзамену после специального обучения, получила положительный результат и была трудоустроена. Этот показатель серьезно заставляет задуматься. Учтем, что это учителя, лица, осуществляющие педагогическую деятельность по своей специальности, по своей профессии».
Эксперт отметил, что к аттестационной комиссии допускаются только учителя со стажем работы не менее одного года. Это означает, что эти учителя занимались педагогической деятельностью более года, не смогли пройти аттестацию, и, кроме того, были привлечены к обучению. Но, несмотря на все это, они все равно не смогли успешно пройти аттестацию.
Если учитель знает свою область менее чем на 50 процентов, он не должен выходить к ученикам:
«Аналогичную ситуацию мы наблюдали и на сертификационных экзаменах. Особенно тяжелая ситуация наблюдалась среди учителей начальных классов. Тысячи учителей годами преподавали по своей специальности, осуществляли педагогическую деятельность, но не смогли пройти сертификацию. Это также крайне заставляет задуматься.
Неприемлемо, чтобы учитель годами преподавал по своей специальности в средней общеобразовательной школе, но показывал результат ниже 50 процентов на сертификационном экзамене. Это не соответствует профессии учителя. Если учитель знает свою область менее чем на 50 процентов, он не должен выходить к ученикам. Ту же картину мы наблюдали и в процессе сертификации. Министерство науки и образования предоставило учителям отсрочку на один год. Они сказали: если ты показал результат ниже 50 процентов на сертификации, возможно, ты был болен, столкнулся с проблемой, иди, готовься год и снова сдавай экзамен. Но были и учителя, которые готовились год и снова показали тот же результат. К сожалению, эта ситуация повторяется и здесь».

По его словам, будь то учителя или работники других сфер, каждый профессионал должен в совершенстве знать свою область.
«Мы уже живем в эпоху искусственного интеллекта и высоких технологий. Эта эпоха также является этапом, когда сокращения неизбежны. Каждый учитель, специалист должен это осознавать и работать над собой, чтобы оставаться на рынке труда».
Горькая картина, сложившаяся сегодня с учителями музыки, показывает, что учителя должны более серьезно относиться к своей профессии:
«Одной из основных причин возникновения этих проблем является отсутствие системной деятельности по развитию учителей на протяжении многих лет. Учитель принимался на работу и думал, что будет работать в этой школе до конца своей жизни. Эта легкость со временем привела к лени. Результат этого мы сегодня ясно видим как в процессах сертификации, так и в аттестации.
Это означает, что как Министерство науки и образования, так и Министерство культуры должны серьезно подойти к вопросу развития учителей. Для профессионального развития кадров должны быть приняты постоянные и целенаправленные меры.
Особенно должна быть усилена роль методистов и руководителей методических объединений. Их основная задача — поддерживать развитие подчиненных им учителей, своевременно доводить до них новшества, разрабатывать и представлять современные методические пособия. Но, к сожалению, и в этой области не проявляется должный профессионализм», — отметил он в заключение.
Также в текущем году аттестацию пройдут около 8 тысяч учителей, которые являются учителями, работающими в Газах-Товузе, Гянджа-Дашкесане, Шеки-Загатале, Нагорном Ширване, Центральном Аране, Ленкорань-Астаре, Восточном Зангезуре, Карабахе и Нахчыване.