В Азербайджане время от времени предпринимались соответствующие шаги по объединению аналогичных структур. В настоящее время среди структур, объединение которых считается возможным, упоминаются TƏBİB и Министерство здравоохранения. Это обосновывается тем, что обе структуры выполняют практически схожие функции. По утверждениям, выполнение схожих функций двумя структурами также приводит к дополнительным бюрократическим расходам.
В своем заявлении для Modern.az член Комитета Милли Меджлиса по здравоохранению Малахат Ибрагимгызы отметила, что в нашей стране в последние годы, как и во всех сферах, в системе здравоохранения также происходят серьезные реформы:
«Отрадно, что в короткие сроки в рамках этих реформ были достигнуты значительные успехи в качестве и оперативности медицинских услуг, оказываемых населению. В целом, существует такое понятие: «Лучшая медицинская услуга». Задачи и роли Министерства здравоохранения и TƏBİB не одинаковы. В каждой стране основная функция Министерства здравоохранения заключается в реализации государственной политики в области здравоохранения. В этом смысле Министерство здравоохранения как основная функция непосредственно отвечает за успешную реализацию этой политики, точнее, за правильное и надлежащее выполнение распоряжений и указов главы государства, законов, принятых законодательными органами, решений, программ и стратегий Кабинета Министров. В то же время, подготовка медицинских кадров в стране, а также периодическое повышение квалификации действующих медицинских работников на основе достижений и требований современной медицинской науки, адаптация медицинских учреждений к международным стандартам также являются одними из важнейших задач Министерства здравоохранения.
Пути решения проблемы нехватки медицинских кадров в отдаленных регионах нашей страны, которая сегодня известна всем, также должны быть найдены Министерством здравоохранения. Министерство здравоохранения также является контролирующим органом. То есть это центральный исполнительный орган, который контролирует реализацию государственной политики в области здравоохранения медицинскими учреждениями.
TƏBİB же является исполнительной структурой. Мировой опыт показывает, что когда исполнительная и контрольная функции сосредоточены в компетенции одной структуры, возникает больше проблем. TƏBİB оказывает медицинские услуги на основе методических рекомендаций, протоколов и правил, разработанных Министерством здравоохранения. Однако в стране в этой связи существует достаточно много недостатков. Я, как врач по специальности и многолетний член Комитета по здравоохранению, могу сказать, что хотя сегодня во всех прогрессивных странах медицинские услуги работают на основе протоколов и нормативов, в медицинских учреждениях нашей страны в этой области все еще есть пробелы. Разработка единых реестров еще не завершена. Их либо нет, либо они неполные. Контроль за государственными и частными медицинскими учреждениями, действующими в нашей стране, до сих пор не является удовлетворительным. В частных медицинских учреждениях работают несертифицированные медицинские кадры.
Основная задача TƏBİB — оказывать населению высококачественные медицинские услуги на основе существующей государственной политики в области здравоохранения. Выявлять проблемы, препятствующие оказанию высококачественных медицинских услуг, и обращаться в Министерство здравоохранения, а также в соответствующие высшие органы для решения этих проблем. Как исполнительная структура, выдвигать инициативы для своевременного устранения пробелов, существующих в практической деятельности и законодательстве.
Создавать прозрачное и подотчетное сотрудничество с Агентством по обязательному медицинскому страхованию. Безусловно, TƏBİB — новая структура в стране, и ожидания у всех велики. TƏBİB непосредственно отвечает за более эффективную и гибкую работу подведомственных медицинских учреждений».
М. Ибрагимгызы подчеркнула, что в период успешных реформ в стране нет никаких оснований для того, чтобы бросать тень на деятельность TƏBİB в прессе или в обществе:
«В целом, во многих странах независимая деятельность таких структур, как TƏBİB, осуществляющих медицинские услуги, более оправдана. Логично, что когда орган, оказывающий услугу, и орган, контролирующий услугу, находятся в одной структуре, проблем с качеством будет больше. Справедливости ради следует признать, что благодаря деятельности этих двух структур достигнуты значительные успехи».
Другой член Комитета Милли Меджлиса по здравоохранению Мушфиг Мамедли заявил, что эти вопросы являются приоритетной темой для высших органов исполнительной власти:
«Согласно Конституции Азербайджана, форма проведения реформ определяется главой государства. Поэтому нам не следует комментировать это. В общем контексте можно сказать, что реформы идут, и в каждом государственном органе проводится оптимизация. Эта оптимизация направлена на организацию более гибкого и эффективного управления. Естественно, во всех сферах — в здравоохранении, образовании, а также в местных органах исполнительной власти — планируются и осуществляются определенные шаги в этом направлении».
Депутат отметил, что в последние годы, особенно после Карабахской Победы, реформы идут более интенсивно и последовательно:
«Мы наблюдаем шаги в этом направлении во всех других органах — в местных органах исполнительной власти, образовании и здравоохранении. Здесь также, когда это необходимо, руководители высших органов исполнительной власти предпринимают шаги. Конкретно процесс объединения одной организации с другой осуществляет высшее руководство».